Следующая программа считывает вводимые пользователем два числа, подсчитывает их сумму и выводит ее на экран:

var                     {в разделе var определяются переменные}
x,y,z: integer;    {в данном случае с именами x,y,z целого типа}
begin                  {начало программы}
Write(' x=');       {выводится на экран подсказка " x= "}
readln(x);           {считывается с экрана вводимое пользователем значение x}
Write(' y=');       {выводится на экран подсказка " y= "}
readln(y);           {считывается с экрана вводимое пользователем значение y}
z:=x+y;               {переменной z присваивается сумма значений переменных X+Y }
write(' summa=',z); {пишем на экран: summa= значение переменной z}
end.                     {конец программы}

Ниже приведено подробное описание этой программы. 
Сначала, в разделе var (от английского Variables - переменные) опишем переменные x, y и z. В нашем примере это будут переменные целого типа, что явствует из слова integer (англ. "целый"), следующего через двоеточие за именами переменных: 
var 
x,y,z: integer;
Для дальнейшего понимания программы заметим, что в Паскале для вывода информации применяют функции write(...); и writeln(...); , где в скобках указывают, что требуется вывести. Если это что-то заключено в кавычки (как в первой программе: Writeln('Hello, World!');), то оно выводится на экран без изменения, а если в скобках (без кавычек!) указано имя переменной, то на экран выводится ее значение.
Для ввода информации используют функции read(...); и readln(...); , где в скобках указывают, значения каких переменных надо ввести(прочитать).
Отличия функций write(...); и read(...); от writeln(...); и readln(...); в том, что первые после вывода/ввода информации не переводят курсор на новую строку.
Однако вернемся к рассматриваемому примеру:
begin
Write(' x=');
readln(x);

Здесь после начала программы при помощи строки  Write(' x=');  пишем на экран подсказку пользователю о том, что требуется ввести значение переменной x. (При выполнении этой строки на экран выводится надпись " x= "). Пользователь, видя эту надпись, вводит с клавиатуры первое число (например, 33) и нажимает клавишу "Enter".
Строка  readln(x); отвечает за считывание информации. При ее выполнении компьютер, после нажатия пользователем клавиши "Enter", считывает введенное число и присваивает это значение переменной x, то есть если пользователь ввел "33", то x становится равно 33.
Аналогично, в следующих двух строках, выводим на экран подсказку о том, что требуется ввести второе число (" y= ") и переменной y присваиваем вводимое пользователем значение.
Write(' y=');
readln(y);
Далее переменной z присваиваем значение суммы переменных x+y:
z:=x+y;
Обратите внимание на оператор присваивания! В Паскале он состоит из двух символов (двоеточие и знак равенства). Очевидно, создатели языка особенно хотели подчеркнуть следующее: происходит присваивание значения того выражения, что справа от знака присваивания, той переменной, что слева от этого знака.
Настало время вывести ответ - подсчитанную сумму двух введенных пользователем чисел:
write(' summa=',z);
Эта строка выводит на экран надпись summa= , после чего следует значение переменной z. (Например, если было задано x=33, y=3, то программа выдаст ответ: z=36).
Вот и все - можем написать: end. {конец программы}

                                << ранее            к оглавлению            далее>>

                      то же на С                        то же на Basic                 то же на Fortran

                аналог на JavaScript